Аттестация педагогических работников проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Концептуальные материалы для проведения аттестации педагогических работников (учителей) разработаны с учетом следующих документов:
- Приказ Минобрнауки от 24 марта 2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника»
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
- должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Минтруда и соцзащиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Решение профессиональных задач отражает творческую уникальность личности учителя, индивидуальность стиля профессиональной деятельности, степень свободы в выборе средств и методов решения задач. Поэтому первая часть содержания аттестации включает в себя набор основных задач профессиональной деятельности учителя. Вторая часть содержания аттестации направлена на выявление рефлексивных умений учителя, поскольку умение критической самооценки собственной профессиональной деятельности является важнейшей предпосылкой развития готовности учителя к непрерывному профессиональному образованию.
Таким образом, содержание экспертизы профессиональной деятельности учителя ориентировано на выявление сформированности компетенций, необходимых для решения профессиональных задач (осуществления обобщенной трудовой функции профессиональной деятельности):
- когнитивной компетенция, предполагающая использование необходимой совокупности знаний (включая «скрытые» знания, приобретенные в собственном опыте);
- функциональной компетенции (умений «ноу-хау»), характеризующая совокупность необходимых для осуществления профессиональной деятельности умений;
- личностной компетенции, отражающей наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.